Банк изменил условия кредитного договора. Что делать?

Казалось бы, совсем недавно такой популярный на западе банковский продукт, как потребительский кредит, стремительно ворвался и в нашу жизнь и за непродолжительное время стал ее естественным атрибутом. Однако, испытывая желание приобрести определенную вещь или услугу путем получения кредита, не стоит забывать о желании банка заработать.

К сожалению, аппетиты финансовых организаций, и без того немаленькие, зачастую оказываются чрезмерными и переходят все допустимые границы. Любой человек может оказаться в ситуации из анекдота, когда в момент изучения клиентом кредитного договора в банк врывается банда грабителей с криком: «Это ограбление!», а клиент, не поднимая глаз, говорит: «Да, я понимаю, это ограбление, а что делать?».

Об одном таком «ограблении» и о способах противодействия ему рассказывает посетитель портала РБК.Кредит Владимир Попов:

– Скажу сразу, мне известны разные способы манипулирования законом со стороны банков в целях получения дополнительного дохода с обслуживания физических лиц, но описанный ниже подход при реализации кредитного продукта со стороны достаточно крупного и известного банка сразил меня наповал.

- Владимир, если можно, расскажите чуть подробнее об общих принципах данного способа.

– Суть сводится к тому, что банк в одностороннем порядке изменяет процентную ставку по кредиту, выданному физическому лицу, ссылаясь на соответствующее условие кредитного договора.

- Но разве это не противоречит закону?

– В общем и целом, если не углубляться в детали, действительно может создаться впечатление, что данные действия полностью законны. Закон «О банках и банковской деятельности» содержит запрет на одностороннее изменение процентной ставки по кредиту, с оговоркой – «за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или договором с клиентом». И на первый взгляд все выглядит честно, когда банк сообщает вам об изменении суммы процентов, указывая на конкретный пункт договора.

Однако ощущение несправедливости все же витает в воздухе. И действительно, в такой ситуации банк поступает неправомерно – в силу установленного законом правила. Правило гласит, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, приобретающий услуги для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Следовательно, только законом, а не договором могут быть установлены случаи изменения банком в одностороннем порядке процентной ставки по договору о предоставлении потребительского кредита. В свою очередь закон «О защите прав потребителей» содержит правило, согласно которому условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Поэтому, даже несмотря на наличие соответствующего условия в кредитном договоре, банк не вправе изменять процентную ставку по кредиту.

- Насколько мне известно, не так давно вы на практике столкнулись с подобной ситуацией?

– Совершенно верно, в моем случае также имело место одностороннее изменение процентной ставки, но несколько в ином контексте. Мой знакомый обратился ко мне с тем, что им был получен потребительский кредит, в договоре была закреплена сумма ежемесячных платежей в соответствии с приложенным графиком платежей.

Затем, спустя некоторое время, уже после выдачи кредита, банк предложил ему другой график платежей, с суммой ежемесячного платежа, которая значительно превышает объявленную ранее. На его вопрос относительно данного обстоятельства сотрудник банка пояснил, что была допущена ошибка в части определения суммы комиссии за ведение текущего счета (в договоре было указано 0.00 рублей) и, собственно, на разницу ежемесячной комиссии увеличился ежемесячный платеж. Вопрос относительно соблюдения договоренностей, достигнутых ранее, банком был рассмотрен отрицательно.

- Но ведь по сути это не увеличение процентной ставки, с которой вы достаточно четко прояснили ситуацию. Как же удалось найти выход из этой ситуации?

– На самом деле в этой ситуации все достаточно просто. Разрешая подобный вопрос необходимо исходить из того, что возврат кредита и оплата комиссии за ведение банковского счета – два разных обязательства (одно вытекает из кредитного договора, второе – из договора банковского счета).

Гражданским законодательством предусмотрено безусловное право клиента в любое время расторгнуть договор банковского счета. Расторжение договора банковского счета является основанием для закрытия текущего счета, и, таким образом, обязательство по оплате комиссии за ведение счета снимается с заемщика. В моем случае сотрудники банка отказались принимать заявление о закрытии счета, мотивировав это тем, что текущий счет является ссудным одновременно и закрыть его можно только после погашения кредита.

Такая позиция была высказана сотрудниками банка, видимо, по незнанию. Так как, согласно положению о ведении бухгалтерского учета в кредитных организациях, ссудный счет (на котором учитываются обязательства по выданным средствам) и текущий счет (на котором учитываются операции клиента) – это два разных счета. Право банка отказать в приеме заявления о расторжении договора банковского счета законом не предусмотрено. Важный момент – в случае, если это все же происходит, необходимо зафиксировать факт такого отказа, и лучше, если банк письменно прокомментирует невозможность принятия заявления к исполнению. Затем закрыть счет можно и в принудительном порядке.

- Как я понимаю, вопрос удалось решить в пользу клиента. Вопрос только – каковы оказались судебные издержки и каковы были сроки?

– Судебных издержек не было, так как банк в досудебном порядке принял решение вернуться к условиям выдачи потребительского кредита, которые были согласованы сторонами на начальном этапе, а излишне списанная комиссия была возвращена на счет. Что касается срока урегулирования, то с момента обращения ко мне и до полного решения вопроса прошло чуть более месяца – судя по всему, крупным компаниям свойственно долго «переваривать» информацию.

Несмотря на удачное завершение данного дела, в целом ситуация остается достаточно печальной. В стране, входящей в большую восьмерку, в обществе по-прежнему бытует мысль об отсутствии возможности добиться правды в подобных вопросах. От этого у нас опускаются руки и на смену возмущению приходит смирение. Сотрудники банков, к сожалению, пользуются этим открыто, не стремясь соблюдать права клиентов, к выгоде кредитной организации.

Конечно, нужно признать, что не каждый человек в незнакомой ситуации найдет выход моментально. Естественно, что сотрудник банка быстрее и эффективнее ориентируется в вопросах деятельности банка, чем человек, работающий в иной, не связанной с финансами сфере. Вместе с тем если ощущение несправедливости все же возникает, то необходимо тщательно разобраться в вопросе и бороться за восстановление своих прав. Надо руководствоваться известным правилом о том, что в ответ на любую силу всегда найдется другая сила.

РБК.Кредит, Руслан Каримов

Пока комментариев нет.

Я не робот.