«Сделай подарок приставу — верни долг!»

1 ноября - день судебного приставаРозничная «дочка» ВТБ креативно поздравила должников с Днем судебного пристава – в ВТБ 24 придумали оригинальный способ напомнить о себе должникам, в отношении которых уже имеется судебное решение о взыскании задолженности, а исполнительный лист по взысканию передан в соответствующее региональное подразделение ФССП РФ. Ко Дню судебного пристава, который отмечается 1 ноября, неплательщики получили от банка открытки.

«Дарить подарки не только приятно, но и полезно, потому что:
— ваше имущество не будет описано, изъято и продано с торгов;
— у вас не возникнут трудности с выездом за границу;
— ваши банковские счета не будут арестованы и вам не будет запрещено совершение любых банковских операций по счетам, включая использование кредитных карт;
— в случае погашения задолженности информация о вас будет удалена из реестра должников ФССП;
— ваша совесть будет чиста и вы будете спать спокойно».

Вот такой проникновенный текст содержится в открытке за подписью управления по работе с проблемными активами банка ВТБ 24. Мелким шрифтом в нижней части послания содержится и напоминание должнику о том, что в соответствии со вступившим в силу решением суда исполнительный лист по взысканию с него задолженности перед ВТБ 24 передан в управление Федеральной службы судебных приставов соответствующего региона.

«Сделай подарок приставу — верни долг!» — призывает слоган на левой половине открытки под карандашным рисунком, изображающим самого пристава: человека без головного убора, с портфелем, папкой и задумчивым выражением лица. Как рассказали в ВТБ 24, таких открыток было разослано немногим более 3 тыс. штук. География рассылки обширна — фактически такие послания были отправлены во все регионы присутствия банка.

«Наша позиции неизменна: клиенты, взявшие на себя обязательства перед банком, должны их выполнять, равно как и банк обязан выполнять свои обязательства перед вкладчиками, доверившими ему свои сбережения, — объясняют в ВТБ 24. — Основная задача данной акции — еще раз напомнить таким клиентам о том, что у них имеются неурегулированные финансовые вопросы».

По словам представителей банка, среди адресатов фактически нет людей, являющихся «жертвами финансового кризиса»: речь идет о заемщиках, у которых просрочка составляет 1,5—2 года. «Мы надеемся, что наше обращение найдет адекватный отклик у данной категории клиентов», — подчеркнули в ВТБ 24.

Всегда радует, когда сложные вопросы в банках решают креативно. Вместе с тем у опрошенных обозревателем Банки.ру экспертов нет уверенности в том, что данная акция хоть как-то повлияет на ситуацию с неплательщиками. В первую очередь из-за психологических особенностей взаимоотношений банка и должника.

«Любое напоминание о просроченной задолженности уже само по себе является раздражающим фактором для заемщика, — считает преподаватель кафедры психологии управления Московского городского психолого-педагогического университета Татьяна Кочетова. — В принципе, слоган «Сделай подарок приставу — верни долг!» достаточно позитивен по своему характеру. Он дружелюбный и в какой-то степени сглаживает возникающий у клиента с просроченной задолженностью негатив. По большому счету шаг банка можно было бы расценить как адекватный, но несколько запоздалый».

Психолог считает, что подобную акцию с рассылкой открыток имело бы смысл проводить на досудебном этапе. «Тогда это воспринималось бы более положительно и, возможно, побудило бы многих заемщиков вернуть долги, — объясняет она. — Но когда событие уже произошло, судебное решение уже вынесено, дополнительное напоминание банка о долге может восприниматься заемщиком как некая ухмылка с его стороны».

С позицией психолога согласны и те, кому по долгу службы приходится работать с неплательщиками, — коллекторы. «Креатив надо использовать на самом начальном этапе просрочки, — поделились мнением в одном коллекторском бюро. — Можно отправить должнику открытку или другое оригинальное сообщение — и по его реакции понять, каким будет его поведение и как с ним дальше работать. Кого-то, например, такое послание заставит пойти на контакт с банком и разработать совместное решение проблемы».

Банкиры также считают, что, несмотря на оригинальность, практической пользы акция ВТБ 24 не принесет. По мнению директора департамента по работе с проблемными активами Юниаструм Банка Игоря Зубкова, с учетом длительности просрочки эффект от креативных открыток будет не больше, чем от обычного почтового уведомления.

С ним соглашается директор по взысканию просроченной задолженности Альфа-Банка Олег Коган. «Нельзя забывать, что люди, которые не смогли урегулировать задолженность в течение столь значительного времени, либо имеют серьезные финансовые затруднения, либо являются злостными неплательщиками, — утверждает он. — Если речь идет о людях с серьезными финансовыми затруднениями, то им необходимо не напоминание, а план мероприятий для выхода из сложившейся ситуации. Если дело касается злостных неплательщиков, у них такая акция вызовет только злорадную улыбку».

Вместе с тем практически все эксперты отметили необычность нового шага ВТБ 24 в работе с должниками. «Данная акция, несомненно, привлечет к себе внимание общественности», — считает Олег Коган.

Руководитель службы по работе с задолженностью физических лиц Промсвязьбанка Евгений Новиков отмечает, что по большому счету эффект имеет любое действие банка, направленное на взыскание просроченной задолженности. «Не всегда оригинальное действие приносит ожидаемую эффективность, но, как говорится, не попробуешь — не узнаешь», — резюмирует он.

Как сообщили в ВТБ 24, на сегодняшний день доля просрочки свыше 90 дней в розничном кредитном портфеле банка по РСБУ составляет менее 3%. Доля ссуд, по которым инициировано судебное производство, составляет 0,6% от общего количества кредитов в портфеле.

Татьяна ТЕРНОВСКАЯ, Banki.ru

Пока комментариев нет.

Я не робот.